Перейти к содержанию
  • Кто в онлайне   0 пользователей, 0 анонимных, 189 гостей (Посмотреть всех)

    Зарегистрированных пользователей в онлайне нет

Вестник Арды №6 - Тема номера


Рекомендуемые сообщения

Фото Толкина

Джон Рональд Роуэл Толкин:
Путешествие в Волшебную страну длиною в жизнь.

Всегда непросто писать о великих людях. Конечно, если писать самому, а не пользоваться чьими то мысли. Тем более непросто писать о Толкине, зная, что для многих из тех, кто читает эту статью, он не просто некий абстрактный автор одной из самых популярных в XX веке книг, но человек, в чем-то изменивший его собственную жизнь.
Но, несмотря на отвественнось, хочется сделать шаг навстречу к профессору, и, быть может, вместе с ним сделать несколько шагов в его "Волшебной стране".
Капентер в своей книге «Дж. Р. Р. Толкин. Биография» после двухсот с лишним страниц, повествующих о жизни писателя, сказал, что настоящая биография Толкина не в перечне событий его жизни, но в его книгах. И, наверное, написал он так не зря. Ведь беря в руки «Властелин Колец», «Сильмариллион» или один из томов «Истории Средиземья», открывая произвольную страницу и вчитываясь в текст, даже если он уже давно знаком, переносишься куда-то еще, в более красивый и, не побоюсь этого слова, более естественный мир. В этот мир веришь. Веришь в его законы, в его народы, в его природу, историю, географию, языки…
Как будто автор не придумал его, а побывал там, подобно одному из его же героев. Совершив путешествие длиной в тысячи миль и в десятки лет, он вернулся и дал нам шанс пойти следом.
3 января 1892 года родился Джон Рональд Роуэл Толкин. Поскольку недавно было 3 января 2009 года, хочется вспомнить о том великом пути, который он прошел.


Автор: Фродо

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

>
Сотворение мифа.</pre>
<table style="border:0px solid #2c2c2c;border-collapse:collapse;">
Не с ложью ищет человек сродство,
Но мудрость постигает у Того,
В ком — Мудрости исток. Хоть отчужден,
Не вовсе пал и умалился он.
В опале он — но и в таком обличье
Хранит лохмотья прежнего величья.
Он — со-творец; в нем отраженный свет,
Как в зеркале, дробится; белый цвет
Дает тонов и красок сочетанья,
Что обретают плоть и очертанья.
Пусть эльфами и гоблинами мы
Заполним мир, пусть из лучей и тьмы
Творим богов, какие нам по нраву,
И их обители — в том наше право
(К добру иль к худу). В мире сотворенном
Творим и мы, верны его законам.
Дж. Р. Р. Толкин</table>
<p align="justify">«Я абсолютно уверен, что изучать  биографию  автора  ради того, чтобы понять его труды, — пустое дело» - писал Толкин. Но автор сей статьи и не претендует на то, что какие-то биографические материалы дадут основания по-другому понимать тексты профессора. И, все-таки, интересно как они создавались.
Когда именно начала создаваться мифология, о который мы знаем по книгам «Властелин Колец», «Сильмариллон», серии книг «История Средиземья»? Часто вспоминают многим известную историю о том, как проверяя экзаменационные работы, занимаясь весьма утомительным делом, профессор наткнулся на чистый лист в одной из тетрадей. На этом листе он написал: «В земле была нора, а в норе жил хоббит». Кто такой хоббит? Откуда он взялся? Толкин тогда не знал. Однако, ему, как автор потом признался, немедленно захотелось «выяснить, кто же такие хоббиты». Так из одной фразы, которая могла и пропасть втуне (но не у Толкина), возник и «Хоббит» и, затем, «Властелин Колец», который задумывался, как продолжение к «Хоббиту». 
Однако, и до «Хоббита» Толкин писал об Арде. В школьные годы Толкин с друзьями создали неофициальное объединение, получившее поначалу имя «Чайный клуб». Ребята собирались в школьной библиотеке, пили чай и беседовали о древних языках и мифологии, о классической музыке, о своих делах, обсуждали понравившиеся им книги да и все, что относили к «высокой культуре». Затем “заседания” «Чайного клуба» переехали из библиотеки в универсам Бэрроу. Отсюда и второе название, которое получило объединение: «Барровианское общество». </p>
<div style="float:left;padding:10px;width:220px;">

Толкин в студенческие годы</div>
<p align="justify">Ребята из ЧКБО собирались вместе и после окончания школы. Они надеялись, что вместе смогут достичь чего-то значимого. И на этой волне Толкин начинает писать стихи, ища поддержки и одобрения у своих друзей. И поддержку получает.
Последней раз в полном составе ребята собираются в 1914 году. Затем начинается война, в которой участвуют все члены ЧКБО, в том числе и Толкин. 
1 июля 1916 года погибает Роб Джилсон, член ЧКБО. О чем Джефри Бах Смит, так же входящий в состав ЧКБО, сообщает Толкину. Толкина весть потрясает до глубины души. Он пишет в ответ: «Я уже не  чувствую  себя  частью единого тела. Я действительно ощущаю, что ЧКБО пришел  конец». Но как и часто это можно увидеть в книгах Толкина, остается то, что  на одном из языков профессора зовется «estel» - надежда, о чем и пишет Смит в ответ на отчаяние Толкина: «Нет,  ЧКБО не умерло и не умрет никогда». А потом чуть позже: «Мое главное утешение — что, если меня ухлопают сегодня ночью — через  несколько  минут  мне  идти  на  позиции,  —  на  свете все же останется  хотя  бы  один член великого ЧКБО, который облечет в слова все,  о  чем я мечтал и на чем мы все сходились. Ибо я твердо уверен, что гибелью одного из членов существование ЧКБО не закончится. Смерть может  сделать нас отвратительными и беспомощными как личности, но ей не под силу положить конец бессмертной четверке! Я собираюсь сообщить об  этом  своем  открытии  Робу  до того, как уйду на позиции сегодня ночью.  А  ты,  пожалуйста, напиши об этом Кристоферу. Да благословит тебя  господь, дорогой мой Джон Рональд, и пусть ты выскажешь все то, что  пытался  сказать я, когда меня уже не станет и я буду не в силах высказать это сам, если такова будет моя судьба.</p>
<p align="justify">Через некоторое время после написания этого письма погибает Дж. Б. Смит. И Толкин не может не прислушаться к этому его, последнему письму. Толкин начинает писать. Пробиваться первые ростки некогда задуманной для Англии мифологии.</p>
<div style="float:right;padding:10px;width:220px;">

Часть рукописи «Сильмариллиона»</div>
<p align="justify">Толкина печалило то, что у Англии нет собственной мифологии. Еще до войны он задумал ее создать. В одном из писем на вопрос читателя ВК о том, откуда возникла Арда и ее история, Толкин ответил из языков. .</p>
<div style="float:left;padding:10px;width:370px;">

Карта Белерианда - западной части Средиземья в Первую Эпоху</div>
<p align="justify">С детства Толкин был страстно увлечен изучением языков. Его зачаровывали валлийские названия на вагонах с углем. Да и не только: он любил само звучание слов и изучал многие языки не для какой-либо практической пользы, а просто из-за того, что они были красивыми. Но на изучении языков Толкин не остановился. Он создавал свои языки, потом назвав это занятие “тайным пороком”. Но раз есть язык, должен быть и народ, который на нем говорит. И народы возникли еще в первых набросках в стихах и прозе к грандиозной картине мира Арды</p>
<div style="float:right;padding:10px;">


Обложки первых изданий «Хоббита» и «Властелина Колец»</div>
<p align="justify">Может отсюда начинается история Арды, а может и раньше, там куда трудно проникнуть даже самому человеку, не то что биографам. Но, как бы то ни было, между дерзким замыслом создать мифологию для Англии и книгами, которые покорили сердца многих читателей лежит огромная пропасть. И меня всегда поражает как с годами жажда творить не угасала в сердце Толкина. Будучи сначала студентом, потом профессором, затем уйдя на пенсию он писал книги, комментарии, заметки, отвечал на многочисленные письма читателей. Годы труда. И как Нигглу из его книги, профессору никогда не давали сосредоточиться на деле его жизни. Правда, не настырный соседи, а преподавание, проверка экзаменационных работ, домашние заботы, война. Лишь после ухода на пенсию, свободного времени у Толкина стало достаточно.
И несмотря на то, что многое отвлекало Толкина, ростки мифологии крепли и тянулись к солнцу. В сентябре 1937 выходит первое издание «Хоббита», в 1954 выходят первые два тома «Властелина Колец», в 1955 – третий том, 1977, уже после смерти профессора – «Сильмариллион».
Наверное, и в правду о величине человека можно судить по величине того, на что он осмеливается в жизни. Всю жизнь у Толкина было то, что он «всей душой хотел создать». И это не просто слова последние записи относящиеся к истории Галадриэли и Келеборна относятся к последнему месяцу жизни профессора. И судя по ним, он намеревался вносить изменения в Сильмариллион. Но не успел. 2 сентября 1973 года Толкин ушел из жизни. Но созданное им оказалось более долговечно. И продолжает жить и поныне ведь «великие сказания не кончаются никогда».
Толкин создавал миф, но под его оболочкой лежит Истина.</p>
<br><p align="right" style="color:#FFFFFF;font-family:georgia;font-style:italic;">Автор: Фрод/pre>

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Алмаз среди жемчужин

Говоря о Толкине, о его жизни, хочется особо выделить те 17 лет (с 1937 по 1954), когда профессор писал, а потом и пытался издать «Властелин Колец». «Главный факт моей биографии — это завершение "Властелина Колец", чему я до сих пор не устаю изумляться». Но прежде чем написать эту строку, профессор написал 600 000 слов, среди которых не было ни одного лишнего.
Почти сразу же после того, как вышел «Хоббит» и после того, как он стал весьма популярной книгой для детей, Стенли Анвин, директор издательства «Аллен энд Анвин» попросил Толкина подумать о ее продолжении, полагая что публика примет на ура еще одну книгу о хоббитах. К тому моменту профессор считал, что характеры персонажей «Хоббита» до конца раскрыты и вряд ли можно выжать что-то еще из хоббитов. Кроме того, «Хоббит» заканчивается тем, что Бильбо прожил долгую и счастливую жизнь, и “втянуть” его в новые приключения не так уж просто. Но Толкину хотелось взяться за что-то новое. Кроме того, он был далеко не в лучшем материальном положении, а новая книга могла принести деньги, достаточные для того, что профессор мог сосредоточиться на своей мифологии.
Толкин соглашается писать продолжение «Хоббита», которое зовет пока «Новым Хоббитом». В качестве главного героя Толкин решает взять хоббита по имени Бинго (названного так в честь детской игрушки), вначале сына, затем племянника Бильбо. Кроме того ему в голову приходит еще одна мысль, и он пишет заметку: «Сделать сюжетом возвращение  кольца». Но кольцо уже раскрыло читателям свое свойство делать невидимым того, кто его надевает. Значит у него должны быть и другие свойства: Толкин  делает  еще  несколько заметок: «Кольцо — откуда оно взялось? Некромант? Не  очень опасное, если использовано для благих целей. Но рано или поздно грядет расплата. Приходится утратить либо его — либо себя». Так кольцо становится Кольцом.
В июле-августе 1938 Толкин пишет одну из важнейших глав – «Тень прошлого». В которой раскрывается основная идея книги, раскрывается что такое Кольцо. Сама книга к тому моменту получается довольно странной смесью серьезных и пугающих тем с детскими именами персонажей и разговорным стилем речи. Перед профессором выбор: какую книгу писать? Проще и быстрее написать «развлекательную» книгу о хоббитах, которую и ждет публика. Но с другой стороны перед взором профессора уже совсем иная картина: картина бескрайних просторов запада Средиземья, картина великих деяний эльфов, людей, гномов, картина, в которой маленькому хоббиту предстоит обрести величие. Как долго придется писать эту книгу, сколько уйдет сил, сколько раз придется терять нить повествования. Знал ли профессор тогда об этом? Вряд ли… «И мы не были бы здесь, если бы больше знали с самого начала» - приходит на ум фраза Сэма, сказанная на каменной площадке лестниц Кирит Унгола. Вряд ли Толкин знал тогда, во что это выльется, но он сменил название книги и убрал все “детские” имена - Бинго стал Фродо, а хоббит Непоседа Арагорном. «Властелин Колец» - так теперь звалась новая книга.
Запад Средиземья в конце третьей эпохи
К сентябрю 1939 года хоббиты добрались до Ривенделла. Затем началась война, и работа над книгой пошла медленнее, а к концу 1940 года Толкин дошел лишь до того, как Хранители находят могилу Балина в Мории. Затем работа была прервана почти на год. И это была не единственная крупная пауза в работе над книгой. Но пламя интереса к «Властелину Колец» не угасло и Толкин вернулся к книге в конце 1941 года. И к декабрю 1942 года профессор дошел до 31-й главы (в окончательном варианте – 9-я глава книги III). Он полагал, что до конца оставалось 6 глав и даже составил их наброски, но, на самом деле, до конца оставалось вовсе не 6 глав, а 31. Ведь, хоть многие места и события Толкин представлял заранее, но далеко не все. Например Лориэн он увидел лишь вместе с Хранителями, а Древобород изначально был отрицательным персонажем. История звала за собой и выходила за все установленные рамки, рушила все планы, наверное, потому Толкин в своих письмах писал: «Я ничего не придумываю, а лишь передаю»; «Мною всегда владело чувство, будто я записываю нечто, уже где-то, там, "существующее", а вовсе не "выдумываю"»; «"В. К." принадлежит не мне»; «У меня самого ощущение было примерно такое, как если бы я читал чужое произведение»; «Я давно перестал придумывать, я дожидаюсь, пока мне не покажется, будто я знаю, что произошло на самом деле. Или пока оно само не напишется».

Лориэн
Однако, это самое «пока само не напишется» требовало немалых усилий. Осенью 1943 года Толкин вновь перестает писать. И никак не может себя заставить. Но, словно волею судьбы и, отчасти, благодаря соседке, которая просила срубить старый тополь из страха того, что при урагане он может повредить ее дом, рождается коротенькая сказка «Лист работы Ниггля». Сказка о художнике, который хочет в точности до мельчайших деталей, до последнего листка, написать на огромном холсте дерево. Этого художника постоянно отвлекают от работы и в итоге он не успевает закончить ее. Удивительно похоже на жизнь автора этой сказки, не так ли?

Фрагмент рукописи «Властелина Колец»
Эта сказка возвращает Толкина в привычное рабочее русло. Он пишет книгу, иногда с силой отрывая себя от нее, чтобы проверить экзаменационные работы или выполнить другие обязанности.
Если заглянуть в Письма Дж. Р. Р. Толкина своему сыну от 1944 года то можно увидеть насколько Толкин был внимателен к деталям:
«Сейчас мне необходимо  знать,  насколько позднее встает луна каждую ночь по мере приближения к полнолунию и как тушить кролика!
Я обнаружил, что в наиболее  важные  дни,  начиная  с  бегства  Фродо  и кончая нынешней  ситуацией  (приходом  к  Минас-Моргулу),  луна  у меня вытворяла вещи самые невообразимые: вставала в одном месте и одновременно садилась в другом. Пришлось переписывать целые куски уже готовых глав, и на это ушла вся вторая половина дня!»
Более того чтобы не ошибиться в деталях, профессор постоянно рассчитывал время, расстояние, чертил хронологических таблицы с  указанием  дат,  дней  недели, времени и временами даже направления ветра и фаз Луны. Много  позднее он говорил: «Мне хотелось, чтобы люди просто оказались внутри книги и воспринимали ее, в каком-то смысле, как реальную историю».
Иногда медленно, иногда быстро книга продвигалась к концу. И, наконец, в 1947 году «Властелин Колец» был дописан. Однако Толкину еще два года вносил изменения и правил отдельные фрагменты и в 1949 окончил правку. 
Он хотел издать все три тома вместе, кроме того, издать вместе с ними «Сильмариллион» - для него «Властелин Колец» не был трилогией, но единым произведением. Более того, произведением, не отделимым от «Сильмариллиона». Однако из-за того, что это было очень рискованно (ведь цена на бумагу в послевоенное время была высокой), издательства отказались напечатать книги целиком. И Толкин уступил требованиям «Аллен энд Анвин» разделить «Властелин Колец» на три тома.
Он не рассчитывал на успех, он не считал, что книга идеально, наоборот, все еще находил в ней недостатки. Но сказал: «Эта книга написана кровью моего сердца, густой или жидкой — уж какая есть; большего я не могу».
В 1954 году вышло «Братство Кольца». Толкин выставил то, что ему дорого под обстрел критики. Невольно задумываешься чего это стоит. Ведь не можешь быть спокойным и не думать, как оценивают по сути труд всей жизни. Книга получила признание, множество хвалебных отзывов, Толкина завалили письмами читатели. Конечно, были и другие отзывы от людей, которые книгу не совсем поняли (простите за предвзятость в суждении, но мой тезис подтверждает время – а «Властелин Колец» проверку временем выдержал).
«Властелин Колец» стал настоящей находкой, настоящим алмазом среди многих литературных жемчужен. И именно «таких книг всегда не хватает. А те что есть, недостаточно длинны».

Автор: Фродо

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Арда: эпохи спустя

В этом разделе уже немало слов сказано о том, как создавались книги Толкина, но захотелось узнать, что в них такого особенного, почему их любят. Я задал вопрос некоторым форумчанам: "за что вы любите Властелин Колец, да и вообще книги Толкина?" И вот какие ответы я получил.

Этот мир я полюбил, не за его сражения, баталии, которые несомненно прекрасны, а полюбил я этот мир, за переживания произходящие между героями Властелина Колец, читал я книгу Властелин колец, поздновато перед тем как ложится спать, и удивительно во сне я видил, то, что только недавно читал, перед моими глазами восходили образы героев, города, сражения.
Даин Железноступ

У меня нету  длинного и красивого ответа на этот вопрос. Просто нравится;)
Dario

Лично я люблю творчество профессора за то, что свои идеи он высасывал не из пальца, а брал правдоподобные примеры из истории, в частности славянской. Сейчас можно найти много городов и пустырей, которые по предположениям профессор брал за прототипы. Также у меня вызывает приятные чувства тот факт, что народ рохана по своей культуре очень напоминает русский народ.
Никрополь

Интеретный вопрос, знаешь только сейчас на самом деле задумался "а за что?", да наверное за то, что ВК это первая книга из жанра фэнтази которую я прочитал, именно она зажгла во мне желание читать, читать и еще раз читать, даже не знаю как бы все сейчас обстояло если б я когда-то давным давно не попросил папку купить мне эту книженцию) 
Торин Дромангорг

Это сложно объяснить. Скорее всего за то, что книги Профессора просто пришлись мне по душе. =)
Боромир

Для меня Властелин колец- это первое моё фентези-произведение... И также, это не просто книга или фильм, которые захватывают своим сожетом... Это стало частью меня... Это то, что затронуло глубоко всю мою сущность... я даже изменился, прочитав ВК... а Толкиен... Он для меня стал первым фентези-писателем... и останется самым любимым... все произведения как то сравниваются с ним... 
morgomir_666

За таинственную магию которые таят в себе книги Толкиена. В вымышленном мире Профессора, где живут эльфы, гномы, хоббиты, существуют вполне чеовеческие отношения: дружба, любовь ненависть.
Alatar

За продуманность миров, за их обширность и живучесть. Несмотря на некоторое количество глюков, которые были отловлены читателями и ценителями, его Мир является одним из самых реальных из тех, которые я знаю. За то, что написано так, что тяжело оторваться. За Сильмариллион, который осиливаешь раза с третьего, наверное. И то не до конца и с постоянной шпаргалкой.
Арагорн

Толкин открыл нам двери в новыймир. Мир этот не утопичен: в нем есть и свое Злобское Зло, правтели не всегда сияют подобно солнцам, если приглядеться в каждом герое найдется недостаток. Но не смотря на это, он все-таки прекрасен. Именно благодаря этому этот мир и Живет, это не просто сказка на бумажных страницах. Мы окунаемся в миры Толкиена и нас подхватывает невидимый энеретический поток. И за это мы говорим Джону Рональду Руэлу Толкину на САПАСИБО. 
Вольха

Я не знаю за что я его люблю, но наверное я просто "искал мир где есть драконы"(с) и нашел его в творчестве професора.
Bogun

 За то, что там ты можешь окунуться в чарующую атмосферу, далеких и сказочных времен. Словно на яву увидеть прекрасные города эльфов, и самих их обитателей. Посмотреть на волшебников и их силу. Так же проникнуться боевым духом сражения, узнать что такое доблесть и цену настоящей любви, неискаженной всякими интригами и денежными аферами, коих мы в достатке можем пронаблюдать в других Фэнтези книгах , да и в самой жизни. И все эти прелести открываются нам легко, благодаря мастерству Толкиена. Тому как он смог все это перенести на страницы своих книг. Уже с первых страниц книги Властелин колец, ты переносишься в мир Средиземья, если не телом, то душой точно. Ты переживаешь, любиш и ненавидешь вместе со своими любимыми героями этой книги. Ну и конечно же как в любой порядочной книге, после всех тяжб выпавших на долю героев, они наконец то побеждают зло и начинают долгую и счастливую жизнь)))
Форве

Ответ на этот вопрос пожалуй стоит начать с фразы "Я прочитал их так давно, что уже не помню почему влюбился".
Но вообще конечно это будет вранье. Помню, хорошо помню. Началась любовь с фильма и Леголаса. Как он шикарно кромсал орков на капусту своими ножичками... А как стрелял... Вот правда любовь к нему прошла быстро. После фильма я, как правильный фанат, раздобыл трехтомник Властелина (помню брал его у учительницы по немецкому языку) и прочитал его за неделю. Думаю исходя из сроков пояснения не нужны. Это была любовь с первой строки. Любовь к стилю, к образам, к миру... И отчаянное желание завопить - оно живое. Потому что не могут мертвые образы так живо вырастать перед глазами. Единственное о чем жалею, так это о том, что фильм посмотрел до книги. Правильно было сказано - увиденные образы слишком наложились на книжные. И стереть это наложение уже очень не просто.
Но это так, вступление, что называется - знакомство с темой.
За что я влюбился в Толкиена - я сказал.
Люблю - за тонковыверенный мир. За особый дух, которые видется за каждой строчкой. За то, что эльфы у Толкиена дивные. Причем не "Дивные" а именно дивные в нужном понимании. Они совсем далеки от людей и живут иными законами. Понять их сложно, а восхищатся можно вечно. За то что люди еще помнят дух благородства. Оно не мертво в них. Это самое Благородство видно даже в Трактирщике из Бри. Люблю орков, такими какими они описаны на страницах. Может правда тут уже я слегка курнул, но я все равно вижу в них народ, способный через века поднять голову. Вообще если проводить аналогии наше с вами современное общество я бы прировнял к потомкам орков, а не людей или эльфов. И подобные диферамбы автору я могу петь вечно.
При этом должен со всей серьезностью заявить - я не люблю Властелин Колец. Я вечный поклонник Сильмариллиона. Именно он для меня стал книгой Книг. Да я много с чем там расхожусь во мнениях, но именно его я воспринимаю как первоисточник всего средиземия. Вот где Дух Толкиена во всю его ширь. Да, там сложно увидеть этот Дух. Да, там нет привычного экшена или масштаба. НО там описана история так, что споры о ней в среде толкиенистов до сих пор тянутся и тянутся. Не зря ведь именно по Сильмариллиону составлена большая часть апокрифов.
Я люблю произведения Профессора за то, что он дал нам мир, в который можно верить и в который можно играть до бесконечности. За то, что в этом мире может себе найти место каждый, если старательно поищет. За то, что в произведениях профессора нету кичливой жестокости, нету злости, нету давления. За то, что Властелин Колец, и Хоббит, И Сильмариллион - это прекрасные легенды, которые можно рассказывать у камина. За то, что это впервую очередь прекрасно, а все остальное уже потом.
Gorthaur

Я смотрю, на все, что написано выше. И хочется сказать спасибо не только Толкину, но и вам, ибо нашлись люди, которым не хватает таких книг, как книги Толкина. Ей богу не знаю, за что полюбил их, хотя согласен: и стиль, и правдоподобность, и масштабы Арды покоряют. Наверное, это все потому, что всю жизнь профессор хотел создать Арду, хотел быть со-творцом. Наверное, я полюбил "Властелин Колец", "Сильмариллион", другие тексты за огромной величины талант, незарытый в землю, за талант не променянный на легкий успех, на деньги. За преданность и верность тому миру, который Толкин видел.
Фродо

P.S. Все ответы привел без каких-либо изменений.

Следующая страница

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...